Новости трансфера

Экология должна стать цифровой: эксперт высоко оценила учреждение экологической номинации Всероссийского конкурса

Всероссийский конкурс «Библиотека цифрового университета», учрежденный в рамках масштабной сетевой инициативы по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER, набирает обороты. Недавно была учреждена еще одна специальная дополнительная номинация: «Лучшая работа в области экоинноваций и зеленой экономики».

Конкурс проводит компания IPR MEDIA при поддержке Агентства стратегических инициатив. Ключевым партнером выступает Университет Иннополис. Для участия в конкурсе принимаются работы по информационным и сквозным цифровым технологиям в различных отраслях экономики и сферах жизни общества Новую номинацию поддерживает Международный научно-образовательный Консорциум «Кадры для зеленой экономики».

Исполнительный директор Консорциума, к.п.н., член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, член Рабочей группы по экологическому образованию при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Сударикова и руководитель Группы компаний IPR MEDIA Наталья Иванова поделились мнением об актуальности номинации и конкурса.

- Насколько актуальна номинация для российских университетов, которые ведут обучение по экоинновациям?

Елена Сударикова:
В настоящее время «зеленый» вектор в сфере подготовки кадров по ряду причин находится в состоянии анабиоза. Несмотря на отдельные курсы и программы, говорить о формировании институционализации цифровых технологий, соответствующей инфраструктуры не приходится.

Тем временем, по данным мировых экспертов, учёных, представителей ООН, к 2060 году произойдет исчезновение плодородных почв. Количество населения составит 11,2 млрд человек. Из них 2 млрд человек будут являться климатическими беженцами, 5,7 млрд человек будут испытывать нехватку питьевой воды. Общие экономические потери составят 23% от мирового ВВП.

Из этих данных можно сделать вывод, что складывающаяся ситуация создает высокую вероятность угрозы безопасности Российской Федерации. Поэтому считаю учреждение номинации и формирование коллекции учебной литературы по технологичной экологии очень своевременным шагом. Работы авторов дадут толчок к изучению проблемы и глубокому переосмыслению существующей ситуации.

Наталья Иванова:
Многие вузы уже присоединились к нашей масштабной сетевой инициативе IPR TRANSFER, в том числе для участия во Всероссийском конкурсе «Библиотека цифрового университета». Конкурс и инициатива организованы, чтобы сформировать фонд знаний для новых цифровых образовательных модулей университетов, создать полномасштабную коллекцию учебной литературы по современным стандартам для обучения кадров, в которых остро нуждается цифровая экономика. Сегодня уже нельзя представить ни одну отрасль, которая бы не использовала анализ больших данных, облачные сервисы, онлайн-платформы, блокчейн, роботизацию и многие другие инструменты цифровизации. Однако кадров, готовых и умеющих работать с ними, не так уж много.

Что касается экологии, то крайне сложно переоценить актуальность разработки учебной литературы и пособий в сфере экоинноваций. Новая номинация позволит поддержать авторов, работающих в этом направлении, привлечь внимание к проблематике, популяризовать отрасль как среди ученых, так и студентов.

- Какие тенденции в сфере экологического образования Вы можете обозначить?

Елена Сударикова:
В настоящее время широко преподаются экологические образовательные программы по контролю и мониторингу воздействия, например, различных организаций на окружающую среду, которая заключается в основном в составлении отчетной документации.

В соответствии с Указом Президента РФ № 76 от 08 февраля 2021 года поставлена задача повысить эффективность научно-технической и образовательной деятельности Российской Федерации.

Если ознакомиться подробнее с этим документом, то становится ясно, что современные экообразовательные программы должны включать в себя техническую, инженерную, инновационную, коммерческую составляющие. Одновременно эти экологические образовательные программы нового типа должны соответствовать Национальному проекту «Цифровая экономика».

То есть в результате образовательных программ выпускники должны приобрести экологические, инновационные и цифровые компетенции одновременно.

Если говорить простым языком, то наши экологи от отчётов и посадок деревьев должны перейти к экоинновционному предпринимательству, которое не только сокращает нанесённый вред окружающей среде, но и позволяет зарабатывать на этом.

Экологические инновации – самое перспективное и актуальное направление развития образовательных технологий с учетом их системной цифровизации в учебном контенте для перехода экономики России на «зеленую» парадигму, в первую очередь, для модернизации промышленного комплекса любого из регионов Российской Федерации. Необходимость развития учебных цифровых программ, образовательных модулей бесспорна. Подготовка специалистов в сфере экоинноваций - это улучшение экологической обстановки и социальных условий (снижение заболеваемости, рисков постковидных последствий, оздоровление населения и здоровьесбережение). Уже этим объясняется актуальность разработки такого учебного контента.

Продолжение в источнике