Инструменты платформы DATALIB.RU создают синергию для формирования цифровых компетенций
Следите за нашими новостями в telegram
Руководитель проектного офиса ООО Компания «Ай Пи Ар Медиа» Ольга Крайнова на пятом образовательном интенсиве IPR EDU 2022, который прошел 20-22 октября в Сочи, представила обновленную платформу для формирования и развития компетенций цифровой экономики DATALIB.RU.
Презентация длилась два дня — в первый день участники интенсива, руководители российских университетов познакомились с функционалом платформы, опробовав возможности ресурса в интерактивном демонстрационном формате. Это позволило не только ощутить себя в роли пользователя, но задать вопросы и высказать пожелания разработчикам. Во второй день Ольга Крайнова выступила с докладом «Топ-кейсы для сотрудничества и развития: инструменты и методики реализации образовательных программ в сетевой форме» в рамках трека «Новое качество и лидерство высшего образования».
Руководитель проектного офиса компании, которая является разработчиком платформы DATALIB.RU, отметила, что ресурс представляет базу уникальных знаний по сквозным цифровым технологиям. Уникальность обусловлена несколькими факторами: во-первых, весь контент современный, созданный не ранее 2019 года; во-вторых, более 60% процентов — это эксклюзивные издания, созданные в рамках грантовой поддержки авторов со стороны Компании; в-третьих, все издания размещены на платформе на условиях лицензионных соглашений, и авторские права полностью защищены, что позволяет легитимно использовать материалы для преподавания, создания собственных лекций, научных работ и авторских курсов; в-четвертых, на платформе представлены несколько форматов контента — от традиционных учебников, видеолекций до smart-курсов.
Платформа для формирования цифровых компетенций также имеет еще одно важное преимущество — это полностью российская разработка от отечественной IT-компании. Как подчеркнула Ольга Крайнова, во время интерактивной презентации накануне поступило немало предложений по улучшению интерфейса и функциональных возможностей ресурса. Разработчики прислушиваются к пожеланиям и готовы вносить изменения для удобства пользователей.
В качестве инструментов платформы DATALIB.RU выделяют несколько программных модулей/решений:
- цифровая библиотека с актуальным контентом, промаркированным по индикаторам компетенций, для формирования IT-модулей в рамках программ ДПО и ОПОП;
- центр оценки компетенций цифровой экономики пользователей с последующей выдачей рекомендаций по восполнению дефицита профессиональных навыков, формирования SkillSet для пользователя, независимого портфолио для работодателей при персонализации траектории развития на платформе;
- smart-курсы и конструктор для их создания;
- лекторий, формируемый за счет экспертности не только представителей вузовского сообщества, но и индустриальных партнеров;
- научно-просветительские форумы.
Ольга Крайнова подробно остановилась на наиболее интересных и пока еще менее распространенных в России форматах, которые стремительно набирают популярность как у преподавателей, так и у обучающихся. Особое внимание в презентации платформы уделялось вопросам интеграции с LMS университетов, возможности бесшовного перехода для пользователя, применения сервисов для лиц с ОВЗ и возможностям мобильного приложения.
«Инструментарий оценивания уровня освоения цифровых компетенций позволяет не только диагностировать дефицит навыков, нужных для определенной квалификации будущего специалиста, но и за счет системы рекомендательных сервисов предложить персонализированную образовательную траекторию. Мы не претендуем на то, чтобы проводить ассессмент на цифровых кафедрах университетов, но мы претендуем на то, чтобы наш слушатель, придя на платформу и знакомясь с контентом, смог пройти процедуры входного, текущего и промежуточного тестирования, выявить профессиональные дефициты, и мы смогли дальше направить нашего слушателя за счет системы рекомендательных сервисов на ту образовательную траекторию и тот контент, который точечно и адресно поможет слушателю развить свои компетенции или сформировать новые», — сказала Ольга Крайнова.
Одним из главных механизмов при наращивании цифровых компетенций являются онлайн-курсы. На платформе DATALIB.RU они представлены в виде коротких курсов smart, что позволяет пользователю быстро ознакомиться с тем или иным направлением, а уже потом принять решение о более углубленном изучении.
Здесь огромную роль играет конструктор курсов, с помощью которого преподаватели и эксперты применяют различные механики обучения и дают обучающимся нужные компетенции. Спикер подчеркнула, что разработчики постарались максимально расширить условия выстраивания курсов, начиная с того, что автор (или вуз) задает параметры: какой формат будет у курса, какой вид контента необходимо использовать, по какой финансовой модели будет реализован курс и т.д.
Все элементы и фонды оценочных средств курсов маркируются по индикаторам сформированности компетенций. «Эта модель была разработана компанией «Ай Пи Ар Медиа» при поддержке российских университетов и индустриальных партнеров. Центров компетенций НТИ. В конструкторе курсов предусмотрена модульно-урочная система, которая уже апробирована университетами и удобна для использования. Кроме того на платформе мы маркируем и весь контент по отраслям знаний, что позволяет сформировать экспертность вуза и продвигать бренд университета именно по конкретному применению цифровых технологий в отраслях, кластерах. Для того, чтобы оценивание по курсам было максимально удобно и максимально приближенно к той системе оценки, которая используется в вузах, мы предусмотрели балльно-рейтинговую систему оценивания. Кроме того, на платформе имеется возможность фиксации цифрового следа обучающегося, прозрачной статистики по движению слушателя на курсе, что, в свою очередь, необходимо для последующей адаптации контента/ сервисов под конкретный запрос компетенции когда преподаватель на курсе видит движение слушателя от модуля к модулю», — рассказала Ольга Крайнова о ряде преимуществ.
Она пояснила, что все пользователи регистрируются на платформе в одной из трех «ролей»: обучающегося, преподавателя и администратора вуза. Последние имеют возможность формировать статистику по прохождению курсов студентами, по баллам за итоговое тестирование и т.д., что необходимо, в том числе, для составления отчетов по запросу регуляторов рынка, формирования отчетной документации по грантам.
Синергия трех ключевых инструментов платформы DATALIB.RU — smart-курсов, лектория и цифровой библиотеки — при постоянном корректировании ИОТ с помощью центра ассессмента цифровых компетенций становится незаменимым инструментом для наращивания уровня цифровых компетенций, например, в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, при реализации грантов вузами, развития сетевых партнерств.
«Мы берем на себя методическое и редакторское сопровождение при необходимости, а также обработку материалов, дизайнерское решение, отрисовку брендбука, сертификатов, заставок и общую визуализацию ваших курсов на сайте университетов или на нашей платформе. Кроме того мы ведем маркетинговое сопровождение, проводим экспертизу и оценку материалов курсов, курируем постоянную работоспособность всех элементов курсов. Общая база пользователей экосистемы IPR SMART, частью которой является платформа DATALIB.RU, превышает три миллиона человек. Это существенно расширяет возможности по популяризации, продвижению, коммерциализации курсов университетов», — резюмировала Ольга Крайнова.
Она привела в пример проект, который был реализован компанией «Ай Пи Ар Медиа» в партнерстве с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в рамках исполнения гранта Министерства просвещения РФ по проекту разработки, технической сборки “упаковки” в цифровой образовательный продукт и сопровождения онлайн-курсов. В настоящее время уже созданы и доступны для изучения на платформе РКИ “Ай Пи Ар Медиа” для иностранных слушателей 10 курсов, которые составляют единую цепочку, и готовится еще столько же.
Ольга Крайнова призвала вузы к партнерству и запуску совместных проектов, которые позволят вывести российское высшее образование на новый уровень, реализовать запросы работодателей с учетом быстро меняющейся кадровой потребности и современных форматов непрерывного образования.